28 июня 2017      353    

История

Горнокнязевск был основан в 17 веке. Это маленький, красивый поселок, расположенный на правом берегу полноводной и величественной реки Обь, в 15 километрах от столицы Ямала – города Салехард.

п. Горнокнязевск

Изначально поселок Горнокнязевск назывался Канась Похал, что в переводе с языка ханты означает «Княжий город». Это название дано не случайно. Много лет на этой земле правила династия князей Тайшиных. Их владения распространялись от Обдорского края до берегов Ледовитого океана. Первое упоминание о князьях Обдорской земли встречаются в русских летописях 1483 г. Первое официальное признание титула князя за правителем Обдорского княжества относится к 1596 г.: согласно пожалованию царя Фёдора Ивановича, княжеское достоинство с соответствующими владетельными правами закреплялось за Василием Обдорским, обязавшийся управлять Обдорией. В отличие от прочих остяцких князей, чей статус не был официально подтвержден правительством, «жалованные» князья Тайшины занимали особое положение: они были возведены в дворянское звание и до конца XIX в. сохраняли свою титулатуру. Указом Сибирского комитета от 1 ноября 1832 г. инородцы, пользовавшиеся правом личного дворянства, как и их дети, освобождались от уплаты ясака и телесных наказаний. Последним носившим княжеский титул рода Тайшиных был Иван Матвеевич Тайшин. До сих пор в поселке Горнокнязевск проживают княжеские потомки.

Князь Тайшин

По берегам Оби и два столетия тому назад было не так много поселений. Самым близким к Обдорску, ныне Салехарду были Княжьи юрты, позже названные Горнокнязевск. Это была летная резиденция князя Ивана Тайшина. В 2005 году была закончена реконструкция избы Ивана Тайшина и сейчас у вас есть возможность увидеть её и внутреннюю обстановку, воссозданную по письменным источникам, рассказам и воспоминаниям очевидцев того времени.

Юрты

Полюбоваться красотой этого необыкновенного края часто приезжают туристы со всех уголков земли и первое, что они делают, посещают Природно-этнографический комплекс, достаточно хорошо известный не только в нашем округе, но и далеко за его пределами.

Гости комплекса

Созданный в 2001 году, он предназначался для сохранения и популяризации национальных духовных и материальных культур малочисленных народов Севера.
Комплекс экспонирует обширную коллекцию этнографических материалов: принадлежностей кочевого и оседлого быта, одежды, украшений, орудий труда и промысла. Национальная одежда является выразительным предметом культуры: она практична, украшена яркими орнаментами из сукна, бисера, кожи и шкур. В каждом орнаменте можно «прочитать» родословную, статус и род занятий владельца одежды.

Национальная одежда

Испокон веков жители этого края, находясь в постоянном единении с природой, оберегают ее богатства и почитают обычаи предков. Одним из обычаев, с которым знакомят посетителя комплекса — это традиционное угощение строганиной из муксуна и северной ягодой: морошкой и брусникой.

Традиционные угощения

У северных народов существует еще один древний обычай: перед тем, как ступить на священную землю, человек должен пройти обряд очищения дымом, исходящим от горящих углей, окуривая ноги, руки и лицо. По легенде, дым делает мысли «легкими, как дуновение ветерка и светлыми, как капли утренней росы» и человек «с легким сердцем» ступает на древнюю землю.

Национальный обряд «Окуривание» дымом

Пройдя обряд «окуривание» дымом, человек проходит к жертвенному столбу и оленю, к которому привязан аркан, украшенный ленточками и колокольчиками. Роль северного оленя в жизни народов Крайнего Севера невозможно переоценить. Кроме использования оленя в качестве пищи и средства передвижения, это животное обеспечивает многие жизненные потребности человека, определяет его образ жизни (кочевничество) и основные элементы культуры: создание жилища, одежды, орудий труда и музыкальных инструментов оленевода. По традиции, чтобы человека не покидала удача, ему необходимо пройти под арканом, привязанного к оленю, прикоснуться к аркану рукой и подумать о самом заветном и значимом, а олень станет проводником мыслей человека к силам добра.

Национальный обряд с оленьим арканом и цветными ленточками

У каждого члена семьи оленеводов есть свои нарты. У хозяина стойбища – мужские нарты, на которых он ездит на охоту и следит за оленьим стадом. Женские нарты отличаются от мужских: большей площадью сиденья, более высокими копыльями, наличием задней и боковой стенок у сиденья. Сиденье обычно ограничено тремя стенками – со всех сторон, кроме левой (по движению), т.к. на нартах женщины часто ездят с детьми. Женские нарты сверху украшаются покрышкой из оленьей шкуры или нарядной накидкой, сшитой из сукна. Для перевозки вещей используют следующие виды грузовых нарт: Нарты «лабаз» применяются для хранения продуктов питания; нарты «вандей» для хранения вещей; отдельные нарты организованы для перевозки шестов чума, досок, циновок. Все виды нарт должны отвечать определённым требованиям. Полозья проходят не параллельно земле, а под некоторым углом – для устойчивости. Передок делают уже и ниже, с расчётом, чтобы, проскочив передней частью через пень, нарта не села задней частью. Стежок, соединяющий полозья, делали изогнутым – так он прочнее и легче проходит над пнями. При езде летом по земле и по камням полозья стирались, поэтому к ним снизу прикрепляли вторые.

Нарты

В местах постоянного проживания местного населения, для хранения продуктов питания, вещей, охотничьего и рыболовного инвентаря сооружаются амбары (лабазы) на высоких ножках. Такая установка амбаров защищает содержимое от посягательств мелких грызунов.

Лабаз

Традиционным жилищем народов Севера является чум. Чум – это самая идеальная конструкция жилища на Севере, которая была опробована людьми в течение многих столетий жизни в экстремальных условиях тундры. Это универсальное жилище распространено от Кольского полуострова до Камчатки. Несколько чумов составляют стойбище. Обычно стойбище стоит на одном месте не более полумесяца зимой, неделю летом и два-три дня весной. Около часа зимой или получаса летом тратят на то, чтобы установить или разобрать чум. Не смотря на простоту своей конструкции: конус из жердей, укрытый сшитыми из полотнищ брезента или оленьих шкур, чум является достижением кочевой жизни. Он обладает такими свойствами, как противостоять ветрам, снегам, дождю, хранить тепло зимой и прохладу летом. Для установки чума требуется около сорока жердей. Меховое покрытие чума сшито из шестидесяти-семидесяти шкур оленей. При установке чума, его место выбирает мужчина, первую вещь в основании чума – железный очажный лист – кладёт женщина. С очага начинается установка чума.

Чум

Справа и слева от входа в чум располагаются постели, а напротив входа (за очагом) подвешивается священная полка с иконой Николая Чудотворца, который считается покровителем мореплавателей, путешественников, а соответственно, рыбаков и оленеводов. Все части внутреннего пространства и детали чума имеют свои названия: Мултаха – дальняя часть от входа в чум, где хранится посуда, еда, священные предметы, стол. Это часть чума считается мужской половиной. Увщёнг — место, ближе к входу, где хранится женская сменная одежда (ягушки), сумки для рукоделия, игрушки детей, считается женской половиной и располагается ближе к входу в чум. В традиционном жилище – чуме, можно организовать и провести семейное торжество, а также просто отдохнуть в кругу семьи, друзей или коллег. Приехав к нам в гости, вы познакомитесь и с местным застольным этикетом. Он несколько отличается от общепринятого, хотя и не противоречит ему. Несомненно, вам будет интересно ощутить себя за столом одним из жителей поселка и прочувствовать на себе хотя бы часть здешних обычаев. Обеденный стол в чуме необычайно низок. Обычной пищей аборигенов являются мясные (оленина) и рыбные блюда (сиговые). Особые правила обращения с пищей также заслужат ваше внимание. Добывая еду самостоятельно в течение многих веков, аборигены научились ценить дары природы и уважительно к ним относиться. Это как раз то, чему полезно поучиться и жителям современных городов. Нельзя обойти стороной и развлечения северных народов. Издавна одной из форм отдыха были спортивные соревнования. Во время праздников здесь организуются целые чемпионаты, и у вас будет уникальная возможность попробовать свои силы в соперничестве с местным населением! Причем представлены будут и такие экзотические для гостей виды состязаний, как перетягивание палки, прыжки через нарты и многие другие! В зависимости от времени года здесь можно стать участником многих обрядовых или массовых мероприятий, например, таких как «Вороний день», «День рыбака» или научиться на мастер-классе изготавливать национальную игрушку – акань, плести из бисера, выделывать оленьи лапы или попробовать, как устанавливается жилище народа Севера – чум.

Национальные спортивные игры

Покидая Комплекс, по древней традиции народа ханты, гость повязывает ленточку или лоскуток ткани с завязанной монетой на священное дерево – березу, тем самым осуществляется бескровная жертва — обряд одаривания верхнего божества Нум-Тором. Кланяясь, гости обращались к светлым духам и молились о благополучии, о здоровье детей и близких.

Традиции народов ханты

Каждому посетителю предлагается повязать ленточку на священное дерево березу и загадать заветное желание. Узнать яркую историю поселка, пройти местные обряды, попробовать блюда северной кухни, увидеть культуру и быт коренных жителей Севера можно в Природно-этнографическом комплексе. Почувствуйте себя частью новой культуры – приезжайте в Природно-этнографический комплекс поселка Горнокнязевск! Несомненно, каждый найдет здесь интересное для себя!

© 2018 Филиал Государственного бюджетного учреждения культуры "Окружной Дом ремёсел" "Природно-этнографический комплекс в п. Горнокнязевск" ·
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru